Пять сценариев для Украины после референдума

12.05.2014, 09:35    просмотров: 1922

Если в ближайшее время не договорятся о компромиссе, может быть запущен процесс раскола страны и начала масштабного гражданского конфликта на востоке, пишут vesti.ua

В топку нарастающего противостояния в стране подброшены новые поленья. Вчера в Донецкой и Луганской областях прошел референдум о государственной независимости самопровозглашенных «народных республик» — Донецкой и Луганской соответственно. Или «так называемый референдум», как говорят о нем власти в Киеве и Запад.

Понятно, что мероприятие это, с точки зрения украинских законов, неправомерное (а с точки зрения Уголовного кодекса — и вовсе преступное), но тем не менее это реальность — с утра в воскресенье по городам и весям Донбасса выстраивались очереди желающих проголосовать. Естественно, никто не сможет проверить ни явку, ни результаты голосования (да и очереди во многом объясняются тем, что участков было открыто значительно меньше, чем обычно) — сколько организаторы голосования назовут, столько и зафиксируют для истории. Хотя опять же вряд ли кто-то эти результаты признает. Даже Россия — накануне Путин попросил перенести референдум для «организации диалога в стране». Но его не послушали. Впрочем, возможно, так и было задумано, чтобы показать миру отстраненность России от «народных республик».

Однако эффект будет — так или иначе, но вслед за Крымом еще две области провели не признанный Киевом референдум. Причем, что характерно, совершенно безнаказанно для организаторов. А это само по себе о многом говорит в плане контроля Киева за ситуацией на востоке страны.

 

АТО ПОМОГЛА

Одними из главных «агитаторов» голосования за независимость Донбасса были... украинские силовики, которые проводили в Донецкой области так называемую антитеррористическую операцию, — убиты десятки людей, но ни один захваченный ополченцами ДНР город так и не взят под контроль. Зато люди получили сильный заряд протестных настроений.

Больше всего в очередях стояли в Мариуполе — там на каждый район города приходился лишь один участок. Руководитель местного телеканала Ирина (фамилию просила не называть) рассказывает, что люди в городе фотографировали свои бюллетени после голосования и выкладывали в соцсети. «У меня весь «Фейсбук» в этих снимках», — говорит она. «Даже те, кто был абсолютно аполитичным до событий 9 мая (когда в уличных боях погибли не менее 20 человек. — Авт.), теперь пошли и проголосовали на референдуме за ДНР. Киевские власти сделали все, чтобы люди на юго-востоке от них отвернулись», — считает журналист. Настроения у людей было разное. Кто-то шел голосовать просто в знак протеста против киевской власти, кто-то действительно хочет больше прав Донбассу, вплоть до независимости, а очень многие воспринимали референдум как первый шаг к присоединению к России по примеру Крыма.

 

КРАСНОАРМЕЙСКАЯ СТРЕЛЬБА

Далеко не все жители региона, естественно, хотят отделения от Украины. Но их голоса в последние дни после кровопролития в Мариуполе, Славянске и Краматорске слышны слабо. Тем более что в день референдума история со странной АТО продолжилась в Красноармейске. В этот город, недалеко от границы с Днепропетровской областью, зашел спецбатальон «Днепр» (сформированный при деятельном участии губернатора Днепропетровской области Игоря Коломойского и его команды). По крайней мере, так заявлялось вчера днем. Он занял избирательный участок и остановил референдум. А когда на центральной площади собрался митинг в поддержку ДНР — бойцы открыли огонь. «В Красноармейске батальон «Днепр» стрелял по толпе, которая протестовала. Приехал микроавтобус с военными. Им кричат: «Не простим. Фашисты». Мы лежим на земле. Стреляют очередями», — пишет спецкор «Эхо Москвы» Илья Азар. По другим данным, люди пытались препятствовать проезду военных и вырывали из рук автомат, но так или иначе итог очевиден — двое убитых. После чего военные покинули город. Вчера вечером МВД заявило, что это был не батальон «Днепр».

Любопытно, что в это же время по инициативе Днепропетровской ОГА в Донецкой и Луганской областях проводился еще один референдум — о присоединении этих областей к Днепропетровщине. Впрочем, это больше походило на троллинг против устроителей референдума от ДНР и ЛНР, чтобы превратить всю историю с их голосованием в фарс.

 

ЧТО ИЗМЕНИТСЯ?

Окончательные результаты референдума в Донецке и Луганске обещают объявить сегодня. По предварительным данным ДНР, явка составила 74,8%, «за» проголосовало 89%. Но последующие действия в обоих городах видят по-разному. Так, в Луганске собираются провести буквально через неделю еще один референдум — присоединяться ли «независимой Луганщине» к России. В Донецке никакого повторного референдума проводить пока не собираются. Один из лидеров ДНР Роман Лягин заявил, что дальнейшая судьба Донецкой области — оставаться ли ей в составе Украины, войти в состав РФ или сохранить независимость, решится позднее. По словам Лягина, «после оглашения итогов референдума не изменится абсолютно ничего: мы не перестанем быть частью Украины, мы не станем частью России, а всего лишь заявим миру, что мы хотим изменений». С другой стороны, лидеры ДНР заявляют, что будут создавать свои параллельные структуры власти (в том числе и силовые). В непонятных перспективах Донбасса и Украины после 11 мая разбирались «Вести».

 

ПЯТЬ СЦЕНАРИЕВ. ЧТО ДАЛЬШЕ

Какими бы ни были результаты донецкого и луганского референдумов, уже сейчас ясно, что их не признают ни Киев, ни Запад. Что, впрочем, особого значения не имеет: крымский референдум тоже не признали почти во всем мире, однако полуостров — уже территория России, и о нем мало кто вспоминает.

Путин признавать эти республики не будет минимум до 6 июня

Однако ставить знак равенства между Крымом и Донбассом нельзя: там референдум проводился на территории, полностью контролируемой российской армией и местной властью, а самое главное — к моменту голосования Кремль уже фактически принял решение о присоединении полуострова. Сейчас такого решения, похоже, нет. Поэтому, что случится после референдума, предсказать трудно. Но можно описать пять наиболее вероятных сценариев.

 

1. Никаких изменений

По этому сценарию никаких реальных последствий референдум иметь не будет и в Донбассе сохранится статус-кво: когда власть в отдельных местах принадлежит ополченцам из ДНР и ЛНР, в отдельных — центральному правительству, а кое-где власти нет вообще. При этом ополченцы и украинские силовики продолжают между собой боевые действия со все более усиливающейся интенсивностью. Но Россия активно не вмешивается, а потому противостояние затягивается. С обеих сторон формируются профессиональные боевые отряды, на их найме и на поставках оружия зарабатывают хорошие деньги люди в Москве, Донецке, Днепропетровске и Киеве, а возможно — и на Западе. Это становится выгодным бизнесом, и восток Украины становится на неопределенное время неуправляемой и кровоточащей горячей точкой, когда ни у одной из сторон нет сил переломить ситуацию в свою пользу, зато есть желание на этом зарабатывать.

 

2. Компромисс

Скорее всего, и Кремль, и местные элиты поддерживали или не противились проведению референдума, чтобы использовать его результаты для давления на киевскую власть - чтоб заставить ее пойти на федерализацию (либо децентрализацию). Именно такой вывод можно сделать из комментариев, которые нам дали видные «регионалы» Донбасса.

«Референдум — это мнение людей. Если нас, депутатов, не слушают, надеюсь, что прислушаются хотя бы к мнению народа, и Киев все-таки начнет переговоры. Именно по этой причине наш облсовет поддержал проведение референдума, — сказал «Вестям» председатель Луганского облсовета Валерий Голенко. — Зная настроение людей, не сомневаюсь в его результатах. Однако наш облсовет не собирается формировать органы власти ЛНР, хотя допускаю, что они будут сформированы параллельно с уже существующей вертикалью власти. Но все-таки я надеюсь, что до этого не дойдет, что в Киеве поймут угрозу потери очередных регионов и пойдут на переговоры и на компромисс».

Вчера же появилось заявление «Метинвеста» (одной из компаний Рината Ахметова), которым власть призывают «отказаться от практики ведения в мирных городах Донбасса крупномасштабных боев с применением Вооруженных сил, тяжелой техники и вооружения», вывести все вооруженные подразделения и сесть за стол переговоров. Более того, «Метинвест» заявил о формировании народных дружин, которые вместе с местной милицией будут обеспечивать порядок в Мариуполе. Также «Метинвест» советует властям прислушаться к «голосу жителей Донбасса». То есть, грубо говоря, самый влиятельный (пока) человек в Донбассе дает понять, что он в состоянии сам решить проблемы с протестами, если, конечно, на то даст добро Киев. Но последний воспринял заявление крайне негативно, что говорит о маловероятности компромисса.

Как заявил и. о. главы Администрации президента Сергей Пашинский, антитеррористическая операция будет продолжаться. «Мы удивлены заявлением «Метинвеста», а мы понимаем, что это заявление Ахметова, который выступал за единую Украину и по рекомендации которого был назначен председатель Донецкой ОГА (Сергей Тарута. — Авт.). Мы будем делать в том числе и кадровые выводы из этих заявлений», — добавил Пашинский, намекая, видимо, на смену донецкого губернатора. Замглавы АП Андрей Сенченко подтвердил «Вестям»: недовольство действиями Таруты велико. «На наш взгляд, политическая и бизнес-элита Донбасса могла бы сделать намного больше для стабилизации общественно-политической ситуации в регионе, нежели делается сейчас. Есть недоумение по поводу недостаточности этих усилий», - сказал Сенченко.

«Сейчас ситуация зависнет, — считает политолог Вадим Карасев. — Путин признавать эти республики не будет как минимум до 6 июня, пока не встретится с Обамой, Меркель и Олландом. Но сами эти республики начнут формировать свои органы власти — правительства, парламенты, и Киеву нужно срочно предотвратить этот процесс. Причем предотвратить не военными средствами — в этом случае регион точно будет потерян, а путем быстрых уступок и компромиссов».

 

3. Донбасс: Приднестровье или Крым

В случае если новосозданным республикам удастся быстро организовать свои органы управления и, главное, получить масштабную военную поддержку России (в виде «добровольцев» или зеленых человечков), они теоретически могут вытеснить за пределы региона украинские силы и установить над ним полный контроль. Далее есть два сценария — крымский (присоединение двух областей к России) или приднестровский — когда Донбасс продолжит существование в виде де-факто независимого, но непризнанного государства под протекторатом России.

«Собственно, референдум не ставит точку, он только и ставит по-настоящему вопрос: как жить дальше, — говорит политолог Кость Бондаренко. — К России Донбасс не присоединят, поэтому наиболее вероятным является создание огромного Приднестровья, в котором все будут по факту иметь российские паспорта, но без формального присоединения в ближайшие годы».

Впрочем, есть мнение, что Донбасс может войти в состав России, хотя и не сразу. «Россия не хочет присоединять Донбасс, — говорит российский политолог Сергей Марков. — Москва будет делать все, чтобы убедить их остаться в Украине. Но при определенных условиях: Киев немедленно прекращает боевые действия в регионе и проводит быструю конституционную реформу, в результате которой регионы должны получить экономическую и гуманитарную самостоятельность, а русский язык — статус, равный статусу украинского. Если этого не произойдет, если будет продолжаться террор против мирного населения, Россия будет вынуждена пойти на присоединение Донбасса, чтобы защитить его народ».

«Россия уже оккупировала Крым, Россия уже открыто вмешивается в ситуацию на востоке, — говорит украинский политолог Алексей Гарань. — Путину все равно, прольется кровь или нет».

 

4. Федерация Новороссия

Об этом сценарии еще до референдумов заявил нардеп Олег Царев: согласно ему, территория неподчиненного Киеву государства будет расширена на восемь нынешних областей — Днепропетровскую, Донецкую, Запорожскую, Луганскую, Николаевскую, Одесскую, Харьковскую и Херсонскую (так называемую Новороссию). Это расширение может происходить как за счет военного наступления с территории Донбасса (отряды ополченцев, российские «добровольцы» или зеленые человечки), так и за счет восстаний в областных и районных центрах (там, где это возможно будет организовать).

«Сейчас ситуация будет колебаться между квазинезависимостью и шантажом Киева, причем многое будет зависеть от того, как себя поведет украинская власть, — считает политолог Владимир Фесенко. — Но если переговорный процесс будет неудачным, то будет взят курс на федерацию, которую уже озвучил Путин, — Новороссию. А Донбасс будет для нее базой».

 

5. Украина: новый режим

Однако даже «план Царева» может оказаться лишь промежуточным сценарием, поскольку интересы России вряд ли ограничиваются созданием еще одной непризнанной республики, пусть даже и такой большой, как гипотетическая Новороссия. Нельзя исключать, что народные республики Донбасса могут под влиянием Москвы провозгласить себя альтернативным украинским государством и объявить «освободительный поход» на Киев, чтобы «свергнуть хунту и установить народную власть во всей Украине» (кроме, может быть, западной части, где сопротивление будет прогнозируемо жестким). Этот сценарий наиболее рискован и требует создания действительно боеспособной и многочисленной армии (либо полномасштабного включения России в военные действия), однако его реализация принесет самые существенные преференции: взятие власти в Киеве и на большей части государства даст возможность начать разговор о признании легитимности нового режима как минимум странами незападного мира.

 

Дмитрий Коротков , Тамара Балаева ,Ирина Касьянова , Олег Измайлов ,Татьяна Дубовая , Максим Газизов 

Источник: vesti.ua



Читайте также:



Партнерские новости:

Loading...

Комментарии  

 
0 #1 санитар 12.05.2014 10:51
когда ты пищук уже заткнешься? хочется тебе в рашку - вперед. что же это губер-миротворец патриотичный такого пи...щука содержит за наш счет
Сообщить модератору
 
 
+6 #2 пищуку 12.05.2014 11:06
Размечтался, гниль. Все в Украине будет нормально. Только бы вот таких "миротворцев" потом сильно пинком в толстый зад
Сообщить модератору
 
 
-2 #3 для майдаунов 12.05.2014 11:36
вы своей ненавистью к людям сотворили беззаконие на майдане, привели вооруженным путем к власти
убийц , воров, беспредельщиков, которые погубили людей . Договариваться должны люди сами у нас в городе без этих советчиков из Киева.
Сообщить модератору
 
 
+3 #4 придурпутлеровскому 12.05.2014 12:03
Где ты, ублюдок вооруженных на Майдане видел? Только беркутят и снайперов? Погубили людей точно убийцы воры и беспредельщики януковича-захарченко под руководстувом путлера. Теперь еще не напились крови и продолжают мародерствовать в стране. Жестко перестрелять всех, кто с оружием противозаконное творит и дать людям мирно все вопросы порешать. А пищуки этому сознательно мешают. Все знают что такое "Вести" - путлеровский проект, продажные сволочи
Сообщить модератору
 
 
+11 #5 ххх 12.05.2014 12:10
У вас,что совсем мозги набекрень?Какой "референдум"?Махновщина,б андитизм,беспредел-это да.Если сами говорите,что это уголовщина,так зачем же это мусолить.Никаких ДНР,ЛНР быть не должно и не будет.Украина едина и на Донбассе все будет хорошо.И Луганщина будет в "шоколаде"Слава Украине и луганщине и донеччине тоже слава в составе Украины.
Сообщить модератору
 
 
-9 #6 для майдаунов 12.05.2014 12:23
не желание жить в реальности это болезнь. Ослепленные своей "правотой" вы сами себя съедите, так же как это делают ваши лидеры.
Сообщить модератору
 
 
+4 #7 шестерке 12.05.2014 12:26
ПТН ПНХ :))
Сообщить модератору
 
 
+5 #8 3-му 12.05.2014 12:58
Может у вас глаз нет,может мозгов,на Майдане люди стояли против тех,кто нас грабил и продолжает грабить(им ведь тоже недолго осталось-до выборов хоть они и при власти).И кто тебе сказал,что мы ненавидим людей.У меня 32 года донорского стажа,сдавала бесплатно два раза в год,а если нужно было то и среди ночи.Так скажи,я ненавижу людей,но я против тех,кто сейчас в Донбассе и Луганщине,кто с оружием в руках отстаивает интересы другого государства,кто грабит да еще и убивает наших граждан и им уже по-фиг язык,децентрализация,дого воренности.А с кем договариваться?С бандитами?
Сообщить модератору
 
 
-7 #9 Всем 12.05.2014 13:14
Нормальная статейка, малость тенденциозная, но логика и понимание реальности присутствует. В целом по всей статье вывод один, развиваться ситуация будет по тому сценарию, который выберет киевская власть. Но киевская власть исполняет заказ штатов, а штатам по любому нужно втянуть в мясорубку Россию. 5-ть ярдов баксов слишком большая сумма что бы штаты просто так её простили, наверняка заставят отрабатывать. Так что пока Путин не убедит Обаму, что его попытки ввести НАТОвские войска бесполезны, все будет продолжаться. Шансов урезонить Обаму у Путина мало, слишком большие у штатов интересы.
Сообщить модератору
 
 
+9 #10 3-му 12.05.2014 13:16
А Ахметов любит людей?А Штепа?А те милиционеры,что позволили бандюкам убивать наших людей Тогда почему они не обратятся к тем,кто сейчас бегает по луганщине и донеччине с оружием и не попросит сложить его и сесть за стол переговоров,ведь даже власть уже на это согласна(но,я согласна с властью,садиться за стол переговоров с горняками,педагогами,врач ами,бизнесом и,даже,пенсионерами,что бы услышать от них то, что наболело на душе).Так,что еще неизвестно,кто из нас "майданутый"
Сообщить модератору
 
 
+4 #11 8-му стекловолокно 12.05.2014 14:49
Сценарий Майдана был написан заранее на случай, если Янукович не подпишет соглашение об Ассоциации с ЕС. Подписав соглашение , Янукович до сих пор сидел бы в Межигорье и руководил страной. В Донбассе и на Луганщине люди отстаивают свои народные интересы в борьбе с Хунтой, у которой руки по локоть в крови. После выборов новые и старые олигархи будут воровать и грабить еще больше
Сообщить модератору
 
 
+3 #12 Всем для стекловолок 12.05.2014 15:04
Не глубоко копаешь. Сценарий готовили америкосы, тупо опыту Югославии, и не один год, как никак 5-ярдов баксов вложили. А Янукович, это так проходная фигура, повод взбудоражить людей. Ведь он поднял лапки, подписал все что от него хотели. Ну вроде бы своего добились, выбирай президента и двигай в ЕС, строй светлое будущее, все пути открыты. Но почему на этом не успокоились, почему стравливать людей начали? Да все примитивно просто, нужен был повод что бы разместить войска НАТО на границе с Россией. Для этого и размещают тяжелое вооружение вдоль границы с Россией.
Сообщить модератору
 
 
+1 #13 Всем для стекловолок 12.05.2014 15:15
Как бы НАТО прореагировало, если бы вдоль границы на пример с любой прибалтийской страной Россия разместила свои войска?! Тут же был бы адекватный ответ (в Прибалтике и Польше уже частично вводят войска). Вот по этому в провокационных целях и размещает киевская власть гаубицы, грады и танки вдоль границы с Россией. Идиотом нужно быть, что бы не понять, что если пустить в ход вооружение предназначенное для уничтожения площадных целей, то городов просто не станет. Ясно что просто провоцируют Россию на ответные действия. Но Россия не поддается, сценарий не срабатывает, чё делать дальше не знают.
Сообщить модератору
 

Для добавления комментария Вам необходимо войти под своим логином или зарегистрироваться.