Газета «Город» - для всех и обо всем!
Бердянск
Что искать:
Где искать: в текущем номере в архиве


Прогноз погоды


Объявления на сайте



Валюты




Счетчик

    
Караимы Бердянска: кто они, откуда и как живут сегодня

Выпускница Бердянского педагогического университета Екатерина Акав – молодая девушка. Но ее уже достаточно хорошо знают в культурных кругах города и просто интересующиеся культурой и искусством бердянцы, потому что Катя – перспективный художник, у нее уже было несколько выставок. Она пишет картины, вышивает. Работы ее несут большой эмоциональный заряд и не оставляют равнодушным даже не особо разбирающегося в искусстве человека.


Председатель бердянского общества караимов Екатерина Акав (на фото справа) во время выставки ее работ в Бердянском педуниверситете рассказывает народному депутату Валерию Баранову о своих увлечениях. Кстати, фамилия Акав достаточно хорошо известна среди бердянских любителей музыки. Катин папа Сергей Акав был очень известным в городе музыкантом, композитором и оранжировщиком



Однако наш разговор сегодня с Катей в большей степени даже не об искусстве и не о ее творчестве. В прошлом году Екатерина Акав как инициативный и активный человек была избрана председателем бердянского общества караимов. Когда-то в Бердянске жило достаточно большое количество представителей этого народа. Прапрадед Кати Акав (купец второй гильдии) вкладывал свои деньги в строительство вокзала в Бердянске, грязелечебницы, в развитие морского порта.

В городе на улице Красной до сих пор сохранилось здание караимской кенассы. Такие культовые сооружения в Украине можно по пальцам пересчитать. В нем сейчас размещается общество «Спартак». Однако кто такие караимы, чем занимались, в какого бога веровали, мало кто знает. Вот об этом мы и решили расспросить Екатерину Акав.

– Катя, знаю, что в Бердянске есть общество караимов, какие задачи оно перед собой ставит?

– Да, в Бердянске организовано национально-культурное общество караимов «Джаннынъ Танъы», что в переводе с караимского языка означает «Рассвет души», что очень точно отражает восточную мудрость нашего народа: «Прежде душа, а потом Вселенная».

Вопрос организации национально-культурного общества назрел, так как старые люди уходят, а молодежь, за редким исключением, не очень информирована о своих корнях. Вот мы и объединились для того, чтобы поддерживать определенные традиции нашего народа, чтобы сохранять память о наших корнях для будущих поколений. К примеру, в моей семье бережно хранятся фотографии и воспоминания о предках. Это были достойные люди во всех отношениях, пережившие все тяготы и испытания вместе с Родиной. Они всегда следовали поговорке: «Мал алма къадыр ал – Не имущество приобретай, а достоинство».

– Сколько в Бердянске караимов?

– В обществе состоят 16 караимов и членов их семей. Но есть в городе караимы, которые пока не связались со мной. Мне очень бы хотелось пообщаться с ними и узнать о судьбе их семей. Я начала собирать родо-словные и истории караимов не только бердянских. Мне присылают фотографии и биографии многие караимы с Украины, из России. Мечтаю когда-нибудь издать брошюру.

– А кто такие караимы, что это за народ?

– Крымские караимы (караи) – принадлежат к тюркской группе алтайской семьи народов. Как этнос караи сформировались в результате длительных этнокультурных процессов. Образно говоря, они представляют собой сплав ветви кочевников-караитов, входивших еще в гуннский, затем хазарский племенные союзы. Свою роль в формировании этноса караимов сыграли сармато-аланы, позже половцы, не исключена примесь греческой крови и иных древних этносов Крыма. Караимы имеют общие корни с крымскими татарами, карачаевцами, балкарцами, кумыками, киргизами.

– На каком языке говорят караимы?

– Караимский язык относится к кыпчакской группе тюркских языков. Наиболее близок к половецкому языку, известному по памятнику литературы ХІІІ в. «Кодекс куманикус», а из современных языков – к крымско-та-тарскому, кумыкскому, карачаево-балкарскому и турецкому. Ведь не зря в 1930 г. при помощи языка караев как наиболее древнего были расшифрованы хазарские архаические слова. 330 карайских слов из области военного дела и сельского хозяйства использовали при составлении современного турецкого словаря.

Состояние языка зависит от социальной и культурно-демографической ситуации в стране. Волею судьбы караи и их язык оказались на грани исчезновения. На караимском языке разговаривают лишь самые пожилые люди. Остальные ограничиваются только отдельными выражениями и словами, названиями национальных блюд. Караимы говорят на русском или украинском языках. Чтобы сохранить свою историю и культурное наследие, караимские ученые создали современные словари, давая возможность народу сохранить и возродить свой язык. Ведь язык – это душа культуры любого народа.

– Какую религию исповедуют караимы?

– Вероисповедание караимов – караизм. Крымские караимы прошли путь от язычества к единобожию и поныне сохраняют элементы тенгрианства – прарелигии тюрок, веривших в единое небесное божество Тэнгри. Слово Тэнгри означало небо, бог, божество, повелитель, господин. Долгое время вера в единого Бога сочеталась с шаманизмом. Пережитки его сохранялись вплоть до XIX века и выражались в особом почитании дубов. Но в VIII веке при хазарском кагане Булане Хазария в качестве госдуарственной религии приняла Ветхий Завет. А на рубеже VIII-IX при кагане Обадии было принято и караимское вероисповедание. Его основателем счиается уроженец города Басра на юге Ирака Анан Бен Давид. Его основной догмой была неизменность законов, записанных в Ветхом Завете. Он считал, что они не нуждаются ни в каких изменениях. В связи с этим возникла необходимость постоянного и углубленного изучения Библии, что и отразилось в самом слове «караим». Корень этого слова происходит от древнееврейского и арабского глагола кара, что означает «читать» (священное писание). Этот Анан и выступил как основатель законов караимской религии.

Анан верил в бессмертие и переселение души. Но самое главное в его учении – это вера в единого Бога и откровения трех пророков – Иисуса, Магомета и Моисея. Эта своеобразность подхода позволила впоследствии караимам легко уживаться вместе и с мусульманами, и с христианами. В духовном плане караимы чувствовали себя вполне комфортно как в период Крымского ханства с его мусульманской религией, так и в период правления российских царей с православной государственной религией. Это несмотря на то, что христианские церкви считают, что караизм ближе к мусульманству.

В самом деле, храмы – кенассы – караимов ориентированы алтарем на юг, захоронения тоже (так и у мусульман). В главное помещение храма допускаются только мужчины. Женщины могут располагаться на балконе, куда ведет отдельный вход. Перед молитвой караи совершают омовение, в Храм входят без обуви. Молятся верующие (стоя или на коленях) ежедневно, утром и вечером.

Караимы чтут субботу, из праздников особенно уважают Пасху и Пятидесятницу. Придерживаются верующие и постов.

Кстати, интересный момент. Караизм исповедовали не только караимы. В исторических источниках сохранились сведения о нескольких станицах на Кубани, в Астраханской губернии, где караизм считали своей религией казаки-славяне. Это еще одно доказательство общности судеб народов, населеяющих наш край, и их тесных взаимоотношений.

– Какой образ жизни вели караимы?

– До объединения в Хазарский каганат потомки караев вели кочевой образ жизни, были воинами. Поселившись на юге Крыма, караи стали заниматься садоводством, скотоводством, извозом, ремеслами и, конечно, служили в армии. Причем во всех этих направлениях весьма преуспели. К примеру, при всем при том, что караимы в начале XX века составляли лишь полпроцента населения Крыма, на них приходилось 10% действительных членов местного отдела Императорского Российского общества садоводов. А на юбилейной выставке в 1908 году караимы получили 20% всех наград.

Очень велика была доля караимов среди учащихся высших учебных заведений. По соотношению офицерских чинов, служивших в армии, к общей численности народа, караимы также опережали многие другие народы царской России.

Крымские караи внесли заметный вклад в развитие науки и культуры Российской империи и СССР. Из их среды вышло более 50 докторов наук, около тысячи кандидатов наук.

А вот среди революционеров фамилии караимов не встречаются. Видимо, служба в армии, конкретная работа в сельском хозяйстве, ремесле, в развитии, современным языком говоря, индустрии отдыха (Евпатория была курортом общероссийского значения) привлекала представителей нашего народа больше, чем политика.

– Имеет ли какие-либо особенности караимская кухня?

– Знаменитая кухня караимов – результат многовекового естественного отбора продуктов. Особенностью караимской кухни является употребление баранины в сочетании с тестом (чебуреки, кувечик, пирожки), с катыком (кислым молоком), с овощами. В караимской кухне очень много фруктов, орехов, варенья, халвы. Из напитков: наливки, вино, кофе, чай, травяные настои.


Бердянск. Семья караимского купца второй гильдии Акав. Он вкладывал свои деньги в развитие порта, курорта в Бердянске, в строительство железнодорожного вокзала. Нынешнему председателю караимского общества Кате Акав он приходится прапрадедом



Бердянск. Караимская кенасса. Это здание существует до сих пор. Его не тронули ни большевики, ни фашисты. Из всех культовых сооружений, воздвигунтых в нашем городе до революции, XX век пережил только старообрядческий храм на ул. Шевченко (сейчас в нем кафедральный православный храм), православная часовня на кладбище, лютеранская кирха на ул. Горбенко и караимская кенасса (за общежитием на улице Красной). Сегодня в ней размещается спортивный клуб «Спартак».
Обратите внимание на национальную и религиозную терпимость в Бердянске. Немецкая лютеранская кирха на Горбенко, еврейская синагога на угулу ул. Карла Маркса и Красной и караимская кенасса на ул. Красной. Размещались фактически в пределах одного городского квартала и практически в самом центре города.
Упомянутую еврейскую синагогу уничтожили фашисты в период окупации Бердянска. Говорят, что здание было настолько крепким, что подорвать с одного раза его не удалось


– Судя по тому, что до революции в Бердянске была построена караимская кенасса, где караимы совершали свои богослужения, то раньше представителей вашего народа жило в городе явно больше...

– Караимы – выходцы из Крыма – в середине ХІХ в. поселились в Ногайске (ныне Приморск), а через некоторое время переселились в селение Берды – будущий Бердянск. Так о появлении караимов в Приазовье говорится в справочной книге епископа Гермогена «Таврическая епархия», изданной в 1887 году. В «Памятной книге Таврической епархии» К.В. Ханацкого, увидевшей свет в 1867 году, приводятся сведения о проживающих в Бердянске 141 караиме. По переписи 1897 года в городе насчитывалось уже 258 караимов. В местах своего проживания они возводили кенассу – религиозный храм, ориентированный алтарем на юг. Караимская кенасса была сооружена в Бердянске на улице Красной. В справочной книге 1911 года «Весь Бердянск и уезд» говорится, что в начале ХХ века газзаном бердянской кенассы был С. Культе, а старостой – известный в городе предприниматель Д. Бурназ. До революции в Бердянске работала караимская школа. С 1913 по 1926 год газзаном и учителем был С. Кумыш. В 1930-е годы кенасса была закрыта, имущество конфисковано (сохранился акт об изъятии и распродаже имущества бердянской караимской кенассы на общую сумму 1141 рубль 75 копеек), а её здание было передано спортивному обществу «Спартак».

– А есть ли статистика, сколько сегодня в мире караимов?

– Наш народ небольшой. До революции в России насчитывалось порядка 12 тысяч караимов, проживавших главным образом в Крыму, самая большая караимская община была в Евпатории. В Бердянске караимская община также имела определенный вес и влияние.

Однако затем грянули революция, гражданская война, затем Великая Отечественная. Многие караимы эмигрировали в Турцию и западные страны, многие погибли в годы войн. Караимы сражались как на фронтах Первой мировой, так и в Великую Отечественную. Однако весьма существенную роль сыграла и потеря частью караимов своих исторических корней. В советский период караимские храмы, как и православные, католические и т.д., закрывались. Традиции прерывались. Молодые поколения отрывались от своего прошлого. В ситуации, когда значительная часть мужского населения в годы Великой Отечественной войны просто погибла, караимские женщины выходили замуж за представителей других национальностей. В итоге на сегодня в Крыму проживает порядка 800 караимов, во всей Украине – 1200, а всего в мире порядка – 2000.

В 2006 г. прошел конгресс Федерального союза европейских национальных меньшинств в Германии. На этой конференции крымские караимы привели следующие цифры: из 800 караимов Крыма – 640 пенсионеров, 60 детей и лишь 100 активного возраста. Такая демографическая картина свойственна исчезающему народу. В этой тревожной статистике положительным моментом является чрезвычайно высокий процент людей с высшим образованием.

– Караимы сегодня как-то контактируют друг с другом?

– Караимы ежегодно собираются на научные конференции, молодежь проводит лето в трудовых лагерях, занимаясь восстановлением родового гнезда караев – Джуфт-Кале (Кырк Йера). Общаются в сети Интернет.

– Вы лично принимали участие в каких-либо конференциях?

– Да, в 2008 г. я впервые была приглашена на научную конференцию, посвященную Илье Казасу – педагогу, меценату, переводчику, журналисту, историку, методисту, создателю многих учебников для караимских детей. Благодаря его энтузиазму и организации в Крыму были открыты школы, училища. Он был соратником и единомышленником Н. А. Корфа. В конце ХІХ в. И. Казас побывал в Бердянске на конференции земских учителей.

В сентябре 2011 г. на базе Мелитопольского государственного педагогического университета проводилась международная научно-практическая конференция по караимистике. Мой доклад на конференции был посвящен особенностям воспитания в караимских семьях на примере «Слов отцов»: «Если был человеком, то останется имя в памяти, если был животным, то останется только труп», «Лицо просящего черно, не давшего – вдвойне черно», «Бедняк – это позор богача».

На этой конференции мы прослушали много интересных докладов об истории, религии, символике, народных обычаях и др. Участники были из разных стран и городов. Наибольший интерес вызвали работы ученых из Турции, которые разработали специальную программу по сохранению и изучению караимской культуры, языка по семейным сборникам «меджума», в которые записывались легенды, пословицы, сказки, рассказы о событиях в семье, городе, стране. Таких сборников много в архивах Петербурга, куда они попали после закрытия караимских общин и евпаторийской библиотеки в начале1930-х годов.

В рамках конференции прошла в Мелитопольском краеведческом музее персональная выставка известной караимской художницы С. Хаджи.

– Не планируют ли караимы добиваться возвращения здания кенассы?

– Возвратить, я думаю, возможно, т.к. законы Украины это гарантируют. Но возникает вопрос – в каком состоянии? Никто не будет приводить это здание в первоначальный вид, а у общества денег на реставрацию нет.

Еще один немаловажный вопрос – это вопрос об отводе земли. Кому она будет принадлежать? Или это будет аренда (сколько это будет стоить?), вернут ли территорию двора, которая была отведена при возведении кенассы и выкуплена у города общиной? Вопросов больше, чем ответов. Поэтому я сейчас провожу консультации с управлением караимов в Крыму, юристами и др. и ничего определенного сказать пока не могу.

– Как складываются взаимоотношения с другими национально-культурными обществами?

– Караи всегда были открыты к общению, но никогда не навязывали свою дружбу.

– Планирует ли бердянское общество караимов какие-либо мероприятия на 2012?

– Наше общество зарегистрировано по уведомлению и не должно проводить общегородские мероприятия, т.к. они требуют финансирования, что уставом общества не предусмотрено. Единственной помощью могут оказаться только спонсорские вложения.

Но тем не менее, с 11 по 28 мая в художественном музее им. И.И. Бродского на свои собственные средства я организовала и провела выставку живописных работ, посвященную 185-летию г. Бердянска. Я должна была это сделать в память о моих предках, которые жили здесь с первых лет основания города. Мой прапрадед, купец 2 гильдии, вложил деньги в постройку здания железнодорожного вокзала, грязелечебницы, вкладывал деньги в развитие курорта и порта.

– Какие планы как у председателя общества?

– В октябре намечено общегородское мероприятие на базе музыкальной школы, посвященное 145-летию со дня рождения пианиста, композитора, педагога, общественного деятеля караима С. Майкапара. Он написал более 200 пьес для юных пианистов, которые входят в обязательную программу музыкальной школы. Родился он в Таганроге, жил в Херсоне, потом уехал на учебу в Москву и Петербург. Закончив консерваторию, полностью посвятил себя воспитанию молодых пианистов, первым в Советском Союзе открыл бесплатную музыкальную школу для одаренных детей.

Хотелось бы пригласить на этот фестиваль внука Майкапара, который продолжил славную династию музыкантов. Лауреат международных конкурсов, он ведет активную концертную и педагогическую деятельность. Мы общаемся с ним по Интернету. Он предложил приехать на фестиваль и дать концерт органной и фортепианной музыки для жителей города, а также провести мастер-класс для преподавателей музыкальной школы. Для организации его приезда нужна сумма в районе 10 тысяч грн. Но у общества таких денег нет, и поэтому это мероприятие под вопросом. Хотелось также отметить выступления детей на этом фестивале подарками. Может быть, кто-то из спонсоров откликнется?

Если мелитопольцы узнают о наших планах, то опередят нас, и это мероприятие может состояться у них. Сопредседатель мелитопольского караимского общества является проректором университета и старается не упускать возможности поддержать культуру караимов Мелитополя.

– Какие планы у Вас как у художника?

– Планов у меня много, но все упирается в финансирование. Я очень люблю декоративно-прикладное искусство Украины, изучаю и пропагандирую его. Мои курсовые и магистерская работы посвящены изучению особенностей и необходимости возрождения украинского декоративно-прикладного искусства.

В 2010 г. была моя персональная выставка вышитых рушников «Барвистий скарб мого народу…» в краеведческом музее.

В 2011 г. я выставляла украинские вышитые рушники в Мелитопольском государственном педагогическом университете во время проведения Международной конференции по караимистике.
Мне бы очень хотелось освоить пысанкарство и подготовить выставку инсталляций, но для этого снова нужны деньги для реализации этой идеи.

Очень хотелось бы выпустить брошюру об украинском вышитом рушнике, над которой я работаю уже три года.

Хотелось бы издать книгу молодых бердянских поэтов и сделать иллюстрации к ней.
Сейчас я работаю над иллюстрациями к сборнику стихов харьковского караимского поэта Ю.Н. Сурова – старшего научного сотрудника НИИ химии.

Дел очень много. Хотелось бы продолжить дальнейшее образование в аспирантуре.

– Ну что ж, успехов Вам и Вашему обществу и спасибо за интересный рассказ.
автор: 1

 Добавить комментарий

* Заполните все пункты

Ваше имя:

Комментарий к статье:




Остальные материалы рубрики ""

· Не навреди ближнему – это их кредо

· Бердянские предприниматели недовольны конкуренцией со стороны азербайджанцев

· Нардепы дали добро жителям государственных общежитий на приватизацию их комнат

· Директор Центрального рынка Дмитрий Антоненко:
«Сегодня мы пожинаем плоды прежних необдуманных решений. На рынке есть все, кроме места для сельхозпроизводителей»

Лицо номера
№267


Рубрика ""

· Не навреди ближнему – это их кредо

· Бердянские предприниматели недовольны конкуренцией со стороны азербайджанцев

· Нардепы дали добро жителям государственных общежитий на приватизацию их комнат

· Директор Центрального рынка Дмитрий Антоненко:
«Сегодня мы пожинаем плоды прежних необдуманных решений. На рынке есть все, кроме места для сельхозпроизводителей»

Редакция | Реклама | Контакты | Объявления Бердянск. | Свадьба Бердянск. |